?

Log in

No account? Create an account
my

alijosp


Формирование характера


Previous Entry Share Next Entry
Устройство характера. Часть 6.
my
alijosp

Взаимопонимание, формирующееся на основе накопления жизненного опыта общения, важно не только для развития мо­тивов и способов общения, но и для того, чтобы познавать са­мого себя. Правильное оценочное отношение к другому человеку является основным условием правильной самооценки. Таким об­разом, постоянное развитие практического знания человека че­ловеком является важнейшим источником для развития других черт характера, в том числе и отношения к самому себе. А от­сюда следует, что коммуникативные свойства не только обра­зуют очень важную часть характера, но и составляют основу формирования самосознания (рефлексии), определяют отношение к себе личности.


Развитие ребенкаБуржуазная идеалистическая психология, как известно, утверждает первичность самосознания и самооценки. Для раз­личных буржуазных учений о характере это положение об изна- чальности самооценки и изначалыюсти самосознания, изначаль- ности отношения к самому себе не является случайным. Идеа­листическое учение о сознании исходит из утверждения непо­средственности, первичности состояний сознания, как самосозна­ния, как самоотражения субъекта в нем самом, то есть изна- чальности «я».

Эта трактовка проходит красной нитью через разнообразные направления буржуазной психологии, выражая классовую сущ­ность буржуазного учения о личности, идеалистического и инди­видуалистического по своему содержанию. Между тем еще Маркс в одном из примечаний к «Капиталу» указывал на то, что человек не рождается с готовым самосознанием, что чело­век «сначала смотрится, как в зеркало, только в другого чело­века». 1 Осознавая бытие и жизнь других людей в своей обще­ственной практике, человек тем самым сознает самого себя как человека. Из отношения к другим людям у человека формирует­ся отношение к себе.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе, как личности.

Исследования в области детской психологии, особенно ран­него и дошкольного детства, показывают, что ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овла­девает собственными движениями и действиями, осознает их с помощью оценок взрослых.

Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка об­разовалось обобщенное отношение к себе. Это обобщенное от­ношение к себе предполагает не только накопление знаний, но н развитие частичных форм самооценки. Эти частичные формы самооценки, которые возникают раньше, чем представления об «я», заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих представлений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, то есть как обобщенное знание своей лич­ности.

Ясно, что осознание бытия других людей, а, в связи с этим, осознание своего собственного положения в жизни, является источником самосознания. «Я» есть целая система сознательных отношений к самому себе. Мы можем здесь выделить прежде всего отношение к себе, как к психофизическому существу, само по себе множественное, так как это — отношение и к своей на­ружности, и к своему телу, и к своему поведению и, наконец, к своим внутренним, психическим состояниям. Даже то, что кажется самым непосредственным, — отношение к своей наруж­ности — складывается постепенно, проходит длительный свое­образный цикл развития и оказывается весьма и весьма относи­тельным знанием о себе (например, знание собственного голоса

Сравнительно с распознаванием чужого голоса, восприятие изо­бражения своей наружности, особенно отдельных черт наруж­ности и т. д.).